«Монастырь не трогайте»

«Монастырь не трогайте»

Наиболее древняя икона «Споручница грешных» – Корецкая – пребывает в Корецком Свято-Троицком женском монастыре на Украине. Иконография Корецкой Богоматери несколько отличается от той, что распространена на территории России. Здесь Божественный Младенец тихо прильнул к лику Богородицы.

Эта обитель появилась на Волыни на заре христианства в Киевской домонгольской Руси. Она ведет свое летоисчисление с 1064 года, когда первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам заложил здесь монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. С тех пор обитель находится под особым покровительством Царицы Небесной.

Многовековая история монастыря очень сложная. Он несколько раз разрушался, разорялся, прекращал свое существование, по восстановлении – переименовывался. Но всегда оставался оплотом православия на беспокойных юго-западных границах Руси.

Современное название монастыря существует с 70-х годов XVI века и связано с именем князя Евфимия Феодоровича Корецкого из династии князей – ревностных защитников православной веры, имеющей свои корни среди потомков равноапостольного князя Владимира. Князь Евфимий активно защищал свое княжество от наполнявших Волынь католиков.

«Видя надвигающуюся угрозу Православной Церкви, – пишет Т. Е. Гребнева в своей книге «На богомолье к Споручнице грешных (Откровения моего пути)», – он решил восстановить разрушенный монголо-татарами монастырь, который в самые трудные времена объединял народ, и в 1571 г. на его руинах заложил новую женскую обитель. Строительство продолжил сын князя Евфимия – князь Иоаким, который так же ревностно защищал православие от активного наступления католичества. Работы завершились в 1580 году, и главный храм буквально из пепла воскресшей обители был освящен в честь Воскресения Христова. Первой игуменией нового Корецкого Воскресенского женского монастыря стала дочь князя Иоакима – княжна София (в постриге Серафима[1][2].

Начавшаяся после заключения в 1596 году Брестской унии польско-католическая экспансия привела к тому, что из 57 православных монастырей осталось лишь девять мужских и один женский – Корецкий. Православным уния навязывалась силой, поэтому многие иноки и инокини бежали в те обители, которые хранили веру православную – в Почаевский Успенский и Воскресенский Корецкий монастыри. Вскоре обитель уже не могла вместить всех желающих, поэтому в 1620 году в Корице основали еще один Свято-Троицкий женский монастырь, перешедший, однако, в конце XVII века к католикам.

Местная знать приняла католическую веру, и единственными защитниками православия остались князья Корецкие, за исключением младшего из них. Последний православный из Корецких князей, Самуил, в 1622 году был взят в плен турками и убит в Стамбуле. Его брат, князь Иоанн, ставший по принуждению латинян католиком, предложил своей сестре, игумении Серафиме, забрать икону из княжьей молельни в Свято-Воскресенский православный Корецкий девичий монастырь.

В 1622 году, в четверг, после дня Святой Троицы, под колокольный звон монастырский крестный ход во главе с соборным духовенством и игуменией пришел в замок князей Корецких, где был отслужен молебен, после чего икону Царицы Небесной «Споручница грешных» с почестями перенесли в монастырь. Долгое время икона оставалась на середине храма, и к ней с благоговением и молитвами прикладывались насельницы обители и многочисленные богомольцы. С тех давних времен день пришествия иконы в монастырь – четверг по Пятидесятнице – празднуется здесь очень торжественно.

С 1752 по 1795 годы Воскресенская обитель находилась в руках униатов: униатский епископ Феодосий послал в Корец польские войска, которые «навели порядок» – силой водворили в Корецкий монастырь униатских монахинь-базилианок. Православные монахини во главе с игуменией Анной были изгнаны из обители. Они скитались по частным домам, и, казалось, уже были никому не нужны.

В 1795 году, после третьего раздела Польши, Волынь вошла в состав Российской империи. Тогда в живых оставалось только пять монахинь, а со времени их изгнания из Корецкого монастыря прошло 43 года. Они обратились к православному епископу Переяславскому Виктору с просьбой о возвращении им монастыря. Указом императрицы Екатерины II Воскресенский монастырь был возвращен православным. Он быстро наполнился монахинями. Они стекались, в основном, из монастырей, разоренных католиками.

Пожар 1795 года уничтожил храм и множество монастырских построек. Сестер ждал труд восстановления. Но когда Наполеон вторгся в Россию, обитель уже настолько окрепла, что смогла передать на нужды русской армии 10 тысяч рублей. В 1886 году монахиням был передан бывший францисканский монастырь, основанный как православный в 1620 году князем Самуилом Корецким и оставленный после пожара его насельниками. К тому времени Троицкий монастырь находился в столь плачевном состоянии, что его восстановление длилось 14 лет.

21 сентября 1880 года архиепископ Волынский Димитрий освятил новый храм во имя Пресвятой Троицы и келии. Он благословил сестер перейти в новый монастырь, а Воскресенский монастырь – обратить в скит. Икона «Споручница грешных» была перенесена и устроена в деревянном резном киоте у левой передней колонны Свято-Троицкого храма.

После революционного переворота и исчезновения Российской империи началась великая смута на Руси. Тогда, в годы гражданской войны 1917–1920 годов, в Троицком монастыре нашли приют сотни сирот.

В 1921–1939 годах Корец оказался на территории Польши. Тогда притязания католиков на монастырь вновь возобновились. Проиграв судебный иск в Париже, они решили взять монастырь силами военных во время открытия около него памятника Юзефу Пилсудскому. Узнав о готовящейся акции, игумения Феофания наложила на сестер строгий пост. Ежедневно читалось по 40 акафистов. В назначенный день вся городская полиция была стянута к монастырю. Ожидался взвод конницы из Ровно. Но в дороге командующий взводом поручик Адамкевич внезапно остановил коня и стал падать из седла. На вопросы подхвативших его подчиненных, он ответил: «Меня поразил Ангел Божий. Монастырь не трогайте», – и умер[3].

На протяжении всего ХХ столетия известны многие случаи благодатной помощи от иконы «Споручница грешных».

В 1924 году на Волыни, в период от Вознесения Господня и до четверга по Пресвятой Троицы, шли непрестанные ливни, которые, соединяясь с разливом рек, сносили все, что находилось поблизости, поэтому в четверг после Троицы пришлось совершать празднование при проливном дожде. Игумения Феофания все же благословила хотя бы один раз обнести благодатный образ крестным ходом вокруг храма. Как только вынесли икону, дождь стал утихать, и вышедшие из храма сестры монастыря и верующие продолжали крестный ход, обойдя второй и третий раз вокруг храма. Вскоре дождь прекратился.

В тяжелые времена «Споручницу грешных» обносили крестным ходом вокруг всего Корца – и беда отступала. Так в годы Великой Отечественной войны мирные жители прятались в монастырских погребах от бомбардировок и обстрелов. Имеются свидетельства многих людей, которые подтверждают, что в случае каких-то неустройств, семейных неурядиц и особенно когда «болит душа», приходящие к иконе Богоматери после молитв перед ней получают удовлетворение в своей нужде и душевное облегчение, ибо Она поистине есть Споручница грешных!

С твердой верой можно сказать, что благодатная сень чудотворной иконы Богородицы сохранила обитель во времена коммунистического безбожия: Корецкий монастырь не закрывался даже в годы жесточайших гонений и был прибежищем для инокинь из других обителей. В 1950–1970 годы ХХ века Корецкий монастырь был единственной действующей обителью на всей территории Великороссии, в стенах которой не прекращалось монашеское делание и не прерывалось служение Божественной литургии. В 1984 году монастырю дана ставропигия Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

С марта 1970 года Корецким монастырем управляла настоятельница игумения Наталия, под руководством которой были отреставрированы все храмы и келейные корпуса обители. В 1998 году в Московскую Патриархию игумения отправила письмо с просьбой внести древнюю благодатную икону «Споручница грешных» «в список чудотворных икон Божией Матери, входящих в состав Патриаршего церковного календаря». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование в честь иконы Божией Матери «Споручницы грешных» Корецкой внесено в календарь.

Один раз в неделю – с четверга на пятницу – в монастыре служится ночная литургия. А в воскресенье – акафист иконе «Споручница грешных». Эта служба всегда собирает большое количество верующих.

В начале 2000-х годов прозорливый старец, архимандрит Парфений[4], переживший мрак ГУЛАГа, несколько раз предупреждал монахинь: «Берегите игумению вашу, чтобы ее не украли. А то придут воры и украдут». Только после смерти старца сестры поняли смысл его слов: в ноябре 2001 года злоумышленники украли из монастыря драгоценные иконы и церковные украшения, ценную богослужебную утварь. Но Матерь Божия снова явила чудо: как ни пытались воры разломать киот «Споручницы грешных», смогли снять с нее только драгоценную ризу, но сам образ украсть не получилось. На народные пожертвования был изготовлен новый оклад – копия утраченной ризы.

Как и в стародавние времена, на большие праздники почтить чудотворный образ Богородицы приезжают тысячи верующих – духовенство и паломники со всей Украины, и у каждого со «Споручницей» – своя личная история отношений.

6b.jpg
Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь, современный вид

Елизавета Пронь, побывавшая в Корецком монастыре в 2019 году, рассказала о своей встрече с искренним почитателем иконы Богородицы «Споручница грешных».

«В очереди, что образовалась после богослужения из желающих приложиться к иконе, я познакомилась со священником из Ровенщины, архимандритом Германом.

– Летом 1999 года я, 14-летний мальчик, ехал из дома на послушание в Свято-Успенский Липенский монастырь, – поделился воспоминаниями монах. – Так сложилось, что попутно мы попали в Корец на празднования в честь образа Божией Матери «Споручница грешных». Я был там впервые, и меня до глубины души поразила торжественность богослужения, красота храма, мелодичные напевы хора монахинь. Мы уже ехали в Липки, а в голове звучали слова тропаря иконе Корецким распевом: "Умолкает ныне всякое уныние и страх отчаяния исчезает..." Четыре недели послушания пробежали незаметно. Дома я невероятно скучал по монастырю и утвердился в своем стремлении посвятить жизнь Богу. Матерь Божия будто развеяла все сомнения. Так, в том же году я стал послушником Свято-Успенского Липенского монастыря. Все это время Корецкая Богоматерь была иконой, перед которой я мог помолиться по-особенному. А через 10 лет, в 2009 году, когда меня постригали в монашество, образ «Споручница грешных» стал моим пострижним.

Все, кто хоть раз смог помолиться в стенах монастырского Свято-Троицкого собора перед Корецкой иконой Богородицы и искренне просил у Царицы Небесной помощи и покровительства, подтверждают: здесь сердцем овладевают мир, спокойствие и детская безмятежность.

Пытаясь сохранить в сердце этот трепетный огонек тихой радости, вернулась домой и я. Привезла всем гостинцы – небольшие ламинированные иконки «Споручницы». Наш настоятель, отец Виталий, взял в руки образочек, приложился к нему и заулыбался: «Родная Корецкая!» Мы с прихожанами удивленно переглянулись.

– Как тесен этот мир: 21 год назад именно перед чудотворной иконой Богородицы в стенах Корецкого монастыря меня, зеленого перепуганного диакона, рукополагали в священники, – окунулся в воспоминания батюшка. – На хиротонии волновался страшно, нервничал, руки дрожали, голос не слушался. А потом поднял глаза на «Споручницу» и почувствовал себя, словно в объятиях матери: спокойно и защищенно.

И священник еще раз посмотрел на серьезный лик Богородицы. Когда молишься у этого образа, то не покидает удивительное ощущение, что Пречистая слышит тебя. Слышит и внимает просьбам»[5].

Корецкая икона Богородицы написана на деревянной доске (102×76 см). На иконе представлено поясное изображение Божией Матери, держащей левой рукой Младенца Христа: Он прикасается ликом к лику Матери, а руки положил на Ее правую руку.

Название образа принадлежит к числу трогательнейших среди наименований икон Богоматери. Поручительница за грешных! Какое утешение для нас заключено в этих словах! Люди согрешили и праведным судом Божиим признаны достойными наказания, гибели. Но есть за них в высоком небе Неусыпающая Ходатаица. Она поручается Богу, что человек исправится, когда он об этом еще и не думает. Останется ли человеческое сердце в ожесточении или откликнется на милующую и ведущую ко спасению благодать Богоматери?


Светлана Рыбакова


___________________

[1] София Корецкая (+ после 1630) – игумения Корецкого монастыря. Княжна София вместе со своим отцом Иоакимом (Ефимом) и братом Самуилом (+ 1622) становится патроном Корецкой обители. В пятницу Светлой Седмицы 1580 года, за вечерним богослужением была пострижена в монашество с именем Серафима епископом Львовским и Каменец-Подольским Гедеоном (Балабаном). В Фомино воскресенье была возведена в сан игумении Корецкого монастыря. Автор В. О. Свистун пишет, что "В нояб. 1633 г. митр. Киевский Петр (Могила) возглавил чин погребения скончавшейся игум. Серафимы в усыпальнице под трапезной Воскресенского мон-ря". Игумения София была прославлена в лике святых 24 июня 2021 года на основании решения Священного Синода Украинской Православной Церкви от 6 декабря 2019 года.

[2] Гребнева Т.Е. На богомолье к Споручнице грешных (Откровения моего пути). М., 2007. С. 68.

[3] В крестовом храме Патриаршей резиденции Его Святейшество возвел в сан игумении монахиню Рафаилу (Хильчук), настоятельницу Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря//Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». Седмица.ru: http: //www.sedmitza.ru /news /423161.html.

[4] Парфений (Невмержицкий; 1900–1991) – архимандрит, возведен в сан Патриархом Пименом (Извековым). В 30-х годах ХХ века был несколько раз репрессирован. Отбывал заключение в городе Ханты-Мансийске, затем – в Ухтпечлаге Коми АССР. В лагере совершал тайные богослужения на двунадесятые праздники: облачение вырезал из газет и тайно служил под нарами. В воскресные и праздничные дни на работу не выходил и не принимал пищи. Когда после освобождения служил в селе Шапша Ханты-Мансийского автономного округа, вел большую просветительскую работу среди зырян и крестил многие семьи. Служил в разных городах и весях. В мае 1964 года переведен в село Вязовка Народичского района, где служил до выхода на покой. Был подвижником, бессребренником, прозорливцем, целителем, иногда юродствовал. Был очень трудолюбив. Держал до 100 семей пчел, воск и мед же раздавал людям, а также много помогал монастырям, в частности Корецкой обители, которую очень любил, часто посещал и завещал похоронить его именно там, что и было исполнено.

[5] Елизавета Пронь. «Споручница грешных»: душа Корецкого монастыря // СПЖ, 19 июня 2019 г.: https: //spzh.news /ru/istorija-i-kulytrua/62980-sporuchnica-greshnyh-dusha-koreckogo-monastyrya.


Источник: сайт Сретенского монастыря

138