Письмо святого Василия Поляномерульского своему ученику схимонаху Алексию

Жгун Петр Борисович

3955.b.jpg

В продолжение серии публикаций о духовной традиции преподобного Паисия Величковского впервые публикуется одно из писем преподобного Василия Поляномерульского . Это наставник святого Паисия, бывший духовником 11 скитов в Румынии и ставший зачинателем того расцвета исихазма в славянских землях, который ассоциируется с именем его ученика. В письме одному из духовных чад, написанном на закате дней святого Василия, мы можем услышать кроткий голос мудрого настаника Иисусовой молитвы.


Преподобный Василий Поляномерульский является духовным отцом преподобного Паисия (Величковского), известного обновителя монашества. Оба они великие делатели и учителя умной Иисусовой молитвы.

Известный исследователь А. -Е. Тахиаос называет Василия Поляномерульского первым исихастским учителем Православного Востока новейшего времени[1], чье влияние на формирование личности Паисия, да и на всё православное монашество трудно переоценить.

Родился будущий старец предположительно в 1692 году и был выходцем из Малороссии[2].

В результате его трудов возглавляемый им Поляномерульский скит стал важным духовным центром южной части Румынии. Под духовным руководством св. Василия находилось 11 скитов, в которых собрались монашествующие из разных краев, даже с Афонской горы.

С 1743 г. в этих местах находился рясофорный мон. Платон (будущий старец Паисий (Величковский), который прожил в братстве более трёх лет и оставил свидетельства о подвижнической жизни учеников старца Василия[3]. Так о. Василий и Паисий часто беседовали о монашеской жизни, побуждая друг друга к аскетическим подвигам и постоянному чтению святоотеческих писаний. Св. Паисий называет св. Василия «...другом и сопостником»[4]. Их общение не прервалось и после ухода в 1746 г. прп. Паисия на Святую Гору. Старец Василий в 1750 г. прибыл на Афон, где посетил прп. Паисия, которого по его просьбе постриг в мантию. На Святой Горе оба старца имели общего духовника – иеромон. Даниила.

Вскоре учение св. Василия настолько распространилось, что у румынских церковных властей возникли сомнения по поводу каноничности его поучений. В 1749 г. он был вызван в Бухарест, где с ним беседовали Патриархи Антиохийский, Александрийский и Иерусалимский, находившиеся тогда в Валахии[5]. На все вопросы прп. Василий дал исчерпывающие ответы на основе Священного Писания и святоотеческих творений. Его поучения о посте и умной молитве были рекомендованы как душеполезное чтение для монахов. Антиохийский Патриарх Сильвестр благословил Василия написать сочинение, объясняющее, почему монахам запрещено употреблять мясо.

Незадолго до кончины, в 1764 г. св. Василий разделил Поляномерульское братство. Причину этого он изложил в своем «Завещании»[6]: поскольку со временем румынские монахи стали превосходить по численности братий славянского языка, а богослужение в скиту совершалось на церковнославянском, румыны просили старца, чтобы богослужение совершалось и на их языке. Василий предложил румынским инокам остаться в скиту, а сам с учениками-славянами должен был перейти в иное место. Однако румынские иноки решили уйти сами, признавая за прп. Василием право остаться в основанной им обители. Тогда имущество скита было разделено на части, старец снабдил ушедших учеников книгами и церковной утварью, а также грамотой господаря.

В 1766 г., предчувствуя близкую кончину, он пишет письмо своему странствовавшему ученику, иеросхимонаху Алексию[7], прося его вернуться в обитель. В письме старец обращается к ученику с исключительным смирением. Вскоре, по совету прп. Паисия, братия избрала настоятелем скита именно иеросхим. Алексия.

Святой Василий был канонизирован решением Синода Румынской Церкви 5 окт. 2003 г.[8].

В Поляномерульском скиту активно действовал скрипторий, благодаря которому сочинения старца Василия получили распространение в обителях Румынии и России. Известен автограф старца, сборник, включающий «Предисловие» его к творениям прп. Григория Синаита[9].

Небольшие по объему, но чрезвычайно глубокие, творения старца еще при жизни его были причислены к выдающимся сочинениям исихастской традиции. Они были написаны на славянском языке, но почти что сразу были переведены на румынский и размножены переписчиками многочисленных монастырей и скитов Молдо-Влахии. Большинство дошедших до нас творений Василия Поляномерульского вошло в книгу «Житие молдавского старца Паисия Величковского», изданную в Оптиной Пустыни в 1847 г.[10]. Туда вошли: предисловие к книге Григория Синаита (с. 78–88); предисловие к главам из Филофея Синаита (с. 89–99); предисловие к книге Исихия Пресвитера (с. 100–115); предисловие к книге блаженного отца нашего Нила Сорского (с. 115–128) с примечанием (с. 128–133); слово «О воздержании от яств, воспрещенных монахам» (с. 134–157). Известны и другие произведения св. Василия, одно из которых предлагается вниманию читателей.

Публикуется нами по единственному известному славянскому списку, хранящемуся в РНБ. ОСРК. 0.I. № 74. л. 151 об. – 155[11].


Библиография

1. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве, Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, Москва 1847 (репринт М., 2001).

2. Raccanello D. La preghiera di Gesu negli scritti di Basilio di Poiana Marului. Alessandria, 1986

3. Прп. Паисий Величковский: Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам ХVIII–ХIХ вв. / Сост. П. Б. Жгун, М. А. Жгун; общ. ред. Д. А. Поспелова, О. А. Родионова. — М.: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, 2004.

4. -E. N. Tachiaos. The Revival of Byzantine Mysticism among Slavs and Romanians in the 18th Century. Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722–1794). Thessalonike, 1986.

5. Pelin V.Sfântul Paisie de la Neamţ, Cuvinte şi scrisori duhovnicesti I-II, Bucarest 1998-1999.


Текст письма старца Василия Поляномерульского схимонаху Алексею

(Публикуется в современной орфографии и пунктуации).


[л. 151 об.] Всечестному и духовному о Христе моему сыну иеросхимонaху кир Алексею.

При доброжелaтелном моeм лобзaнии и всевожделенном пождaнии рaдостнаго лицезрения тебя, вселюбeзнейшаго сына и друга моего, препосылaю завет и [л. 152] мирние пaкта (договор о мире), о Господе уставляемые между нaми: о нихже рече Господь: аще отпущaете человеком согрешения их, отпустит и вaм Отец ваш небесный, аще ли же не отпущaете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпyстит вам согрешений ваших. И: еже хощете, да творят вaм человецы, и вы тaкожде творите. Аз убо, о дрyже мой, человек нeмощен, и хощу да, аще согрешу кому-либо, простит мне, обaче и себя понуждaю, аще и не хотящу сердцу, простити брату моему согрешения его ко мне. И доколе? До седмидесять. Ни рече Господь, но до сeдмьдесять седмерицею, аще согрешив и кaется, прости ему. Се убо есть мера и прясло нaше юже аще бы есмы соблюдали, никтоже нaс разлучил бы от любве и сожития [л. 152 об.] друг со другом. Обaче оправдание наше, егоже некто нарече горлом диaвольским, не допускает нaм на себя вину возложити по заповеди, но на брата ту поверзaюще, мнимся неповинни быти еже есть явная лжа, брaт бо повинен, аки досадил мне, аз же томyже греху подлежу, яко нетерпев, и оба бывaюще преступницы заповедей Христовых. Возлагaем вину дрyг на дрyга, якоже Адaм на Еву, Ева же на змия, и тaко погибaем или осуждaемся оба якоже и тии за оправдание едино, а не за грех, несть бо человек без греха, не точию аще свят бyдет, но аще и един дeнь поживeт в мире сeм. И отсюду явно есть, яко не толико за грехи, якоже за оправдaние и непокаяние осуждaемся [л. 153] вси непокаряющиися заповедям Христовым. Якоже что реку, се удaрит мя кто в ланиту, аз же не претерпев, написyю ему вину, якоже и есть повинен, и сим оправданием повинна творю, и преступника заповеди себя самаго за нетерпение. И отсюду якоже заушивый мя повинен есть суду, тaко и аз не претерпевый, должен покaятися и себя повинна творити о преступлении заповеди терпения. Сего ради и рече богослов: аще речeм, яко греха не имамы, прельщaем себя, и истины несть в нaс, и аще хощем о дрyже, да пребудет в нас истина, бежим убо оправдания и повинны себя творяще, постигнем истину, аще делом, аще покаянием, дело убо Богу причитaюще, покаяние же нeмощи нaшей приписyюще. И от сих познати можем, яко несть наша брань [л. 153 об.] ко крови и плоти, но к началом и ко властем тмы духов поднебесных. Прииди убо к нaм, прииди спешно на твое обещание, о дрyже, и бyди сподвижник и совоинственник на духи злобы поднебeсныя, с нимиже не брaтися, аще бы и рaй на земли обрели есмы, неможно, якоже что реку, сядеве обои в човен (челн), аки имyще потрeбу по Днепру до Киева, и донeлеже бyдева гребти вeслами, дотоле и човен имать горе ити по воде. Аще же престaнем гребти, то сама вода, кроме труда нaшего, понесeт нaс назад до Очaкова или до Кимбурха. Разумей, дрyже, глагол сeй. Всякие бо добродетели со трудом и потом многим исправляеми бывaют. И донeлеже человек подвизaется и бодрствует горе, аки човен [л. 154] противу воды идeт, егдa же мaло что упокоитися хощет и престaнет от труда, тогда низу, аки вода днепровская човен, понесeт его до Крыму. Похоти бо и сласти плотския без труда со всякою ослaбою и рaдостию действуются. И се есть пyть узкий до Цaрствия, и широкий до пeкла, якоже рече Господь. Еже бо терпети досаду и обиду, труд и подвиг велик души, аки вeсла гонящии човен противу воды. А еже гневатися и памятозлобствовати, ещe же и оправдaтися, се есть покой и ослaба и кроме труда и подвига движутся сaми помыслы в души, и несyт ум на всякие сласти и страсти аки вода човен до Очaкова, или до Крыму. Сия же тaко бывaют о всякой похоти плотской сласти же и страсти. Сего рaди рече Апостол, яко плоть похотствyет на дyх, дyх же на плоть. [л. 154 об.] Сиeсть, плоть отложивши вeсла хощет в човне спaти, да вода сама собою несeт човен на низ до татар. Дух же или добрая совесть подвизaет и бодет плоть, веслами гребти, и подвизaти човен горе противу воды аще и с великим трудом до Киева. По сей убо притчи, иди до нaс, о дрyже и вселюбeзнейший сыну мой, и сяди с нaми в човен, пaчеже реку в корабль нaш, и емшися весла, греби с нaми противу воды подвизaя корабль, и не послабляя на низ плыти ему, еже есть действию страстей и похотей плотских. Аще же за немощь нашу и не возможем дeнно и нощно рaвно веслами гребтися кораблю, то поне не попускaючи воде нести того на низ, удeржуем его на якорях, еже есть сопротивлeние, а не действие [л. 155] страстей. И тaко мaло опочивши, пaки емлемся до весел и поженeм горе корабль нaш. Си есть противоборствующе и сопротивляющеся похотем плотским, и злой воле нашей.


hr.svg.png


Примечания


[1] A.-E. N. Tachiaos. Revival of Byzantine Mysticism among Slavs and Romanians in the XVIII" Century. Texts Relating to the Life and Activity of Paisy Velichkovsky (1722–1794). Thessalonike, 1986. С. XVIII.

[2] Православная Энциклопедия, том VII. С. 214.

[3] Прп. Паисий Величковский: Автобиография, жизнеописание и избранные творения по рукописным источникам ХVIII–ХIХ вв. / Сост. П.Б. Жгун, М.А. Жгун; общ. ред. Д.А. Поспелова, О.А. Родионова. М.: Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь, 2004. С. 112.

[4] Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского с присовокуплением предисловий на книги св. Григория Синаита, Филофея Синайского, Исихия Пресвитера и Нила Сорского, сочиненных другом его и сопостником, Старцем Василием Поляномерульским, о умном трезвении и молитве, издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни, Москва 1847 (репринт М., 2001). С. 72.

[5] Сведения об этом сообщает прп. Паисий (Величковский) в 10-й главе письма «О моем старце Василии», адресованного афонскому старцу Афанасию (Pelin V.Sfântul Paisie de la Neamţ, Cuvinte şi scrisori duhovnicesti I-II, Bucarest 1998-1999. P. 21-83).

[6] Raccanello D. La preghiera di Gesu negli scritti di Basilio di Poiana Marului. Alessandria, 1986. С. 331-333.

[7] Который хорошо знал и св. Паисия, будучи его другом с юных лет. Впоследствии старец скита Поляна Ворона.

[8] Православная Энциклопедия, том VII. С. 215.

[9] См. публикацию в «Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского… Москва 1847» (репринт М., 2001). С. 73-84. (Оригинал в БАН Румынии. Slav. 756).

[10] Там же.

[11] См. описание рукописи: Отчет Императорской публичной библиотеки за 1882 г. СПб., 1884. С. 47-51.


Источник: Богослов.Ru

151