«РУМЫНСКИЙ ПАТЕРИК»: Монах Марк (Думитреску)

Архимандрит Иоанникий (Бэлан)


Жизнь

1.jpgМонах Марк (Думитреску)

Этот великий подвижник происходил из села Хэткэрэу уезда Прахова, родился в семье, благословленной 11 детьми, и в Святом Крещении был наречен Константином. Отец погиб на Первой мировой войне, и мать растила всех детей одна. Константин окончил школу и, отказавшись вступать в брак, посвятил свою жизнь Христу, славя Его день и ночь.

Он был очень ревностным к правой вере и много молодежи вел по пути спасения ко Христу, за что ему пришлось сильно пострадать. Его несколько раз арестовывали и бросали в тюрьму, где он в мученических условиях провел в общей сложности 20 лучших лет жизни. Благодаря своему терпению и милости Божией, он выжил и поступил в братство монастыря Слатина уезда Сучава, а в 1951 году был пострижен в этом монастыре в рясофор.

В 1968 году он поступил в монастырь Сихастрия, здесь в 1975 году принял монашеский постриг с именем Марк и в послушании и непрестанной молитве обрел покой.

В 1999 году, после 40 лет подвижничества и всецелого послушания, блаженный монах Марк, заранее предузнав свою кончину, с миром предал душу в объятия Бога, Которого любил и всегда носил в своем сердце.


Дела и изречения

1. О своей матери, имя которой было Анна, отец Марк говорил: «Она проводила жизнь монахини. Спала по 2 часа ночью. Уложив всех детей, уходила в соседнюю комнатушку и молилась в тишине. На другой день первой вставала и готовила всем все потребное, поскольку начался новый день».

2.jpg
Заключенный по кличке Факир, он же послушник Константин Думитреску, будущий отец Марк

2. Отец Марк был человеком огромного душевного благородства. Когда сидел в тюрьме, надзиратели прозвали его Факиром, потому что он никогда не плакал, какими бы страшными ни были мучения, которым его подвергали. Благодать Божия покрывала его, а тюремщики такого никогда не видели. Но однажды он все-таки заплакал. «Всё! Мы сломали Факира!» – обрадовались допрашиватели. Но как бы не так! Отец Марк заплакал от жалости к заключенному, которого избивали рядом с ним.

3. Говорил нам отец Марк: «В тюрьме я забивался в уголок камеры, сказав остальным: "Простите меня, у меня свои монашеские обязанности", – и совершал свое делание».

4. Однажды ученики спросили его: «А что нам делать, отец Марк, если начнется гонение?» Батюшка ответил: «Там побеждает сила благодати и вера каждого. Говорят святые отцы, что только благодать Божия может нас укрепить. Я тоже не смог бы выстоять во всех испытаниях, через которые прошел за столько лет, если бы Бог мне не помогал. Говорил себе: "Ты тоже можешь пасть, если благодать тебе не поможет"».

5. Говорил однажды отец Марк: «Только благодать может спасти нас и помочь. Я, как и все, грешил, в большей или меньшей мере. Но в какой-то момент совесть стала нестерпимо мучить меня. "Да что это со мной?" – говорил я себе. И тут разрыдался и в слезах бросился ниц пред Богом и Матерью Божией: "Боже, помоги мне исправиться!" И тогда нисходит благодать. Как говорят святые отцы, сделаем шаг к Богу, а Он сделает к нам два. Он ведь этого только и ждет, чтобы мы обратились. Приходит и помогает нам. Нисходит благодать, чтобы пробудить нашу совесть и помочь нам исправиться».

6. Еще говорил батюшка: «Будем внимательны к благодати Божией, потому что только она может нас исправить, открыть нам очи ума, чтобы мы поняли, в чем дело. И здесь мы затрагиваем проблему очей души, или ума. Умом ты можешь глубоко понимать многое, но если это не затрагивает сердца… Итак, когда соединяется чувство сердца с просвещением ума, тогда ты чувствуешь, что благодать Божия действует во всем твоем существе. Будем же всегда молиться Спасителю, чтобы Он не оставлял нас».

7. Также о просвещении, идущем от Бога, он сказал нам: «Теперь я стал уяснять себе смысл всех молитв, которые совершаю. Сколько могу, ведь слова Божии подобны алмазу: если повернешь к солнцу одну его грань, и остальные грани просвещаются. Таким образом, каждое слово Бога имеет много смыслов. И тогда я спрашиваю себя: а зачем я читаю "Царю Небесный", "Пресвятая Троица", "Отче наш"? Читаю, чтобы просветиться хоть мало-мальски. И снова прихожу к выводу, что, если тебя не просветит Дух Святой, ты ничего понять не можешь».

8. Говорил однажды отец Марк: «Авва Силуан Афонский был избранником Божиим и должен был говорить определенные вещи. Среди прочего и это: "Пребудь умом в аду и не отчаивайся". Это, по сути, сказано и для нас, знайте. Так или иначе пережил это состояние и я. И это великое дело – пережить такое». А брат, с которым он говорил, спросил его: «Но мы ведь живем в другой ситуации, в других обстоятельствах. Что же теперь, создавать и нам эту атмосферу ада?» – «Нет, – сказал батюшка. – Когда молишься, Бог понимает тебя и знает, что ты будешь делать. О каждом из нас Бог знает больше, чем мы сами о себе знаем. Бог извечно знает, что будет с нами, и с того мгновения, как мы родились. Он знает, что мы будем делать со своей свободной волей. Бог знает, что я буду дальше делать с моей свободной волей. И в зависимости от того, что, как Он знает, я сделаю со своей свободной волей, Он дает мне ту или иную "жизнь", "программу жизни".

Итак, я не знаю, что со мной будет в дальнейшем. Я могу ошибаться. Но если Бог знает, что я, как человек, буду, насколько это от меня зависит, бороться против того, о чем я знаю, что это нехорошо, тогда непременно нисходит Его благодать и помогает мне пройти через это. Даже если Он иногда и оставляет тебя. Ведь оставлял же меня Бог во многих обстоятельствах до последней минуты, когда я уже готов был умереть, но в последний миг спасал. Однажды я чуть не умер от мороза, в другой раз – от голода».

9. Рассказывал отец Марк, что, когда он сидел в концентрационной тюрьме, однажды зимой стоял очень сильный мороз. А там были специальные штрафные камеры. Стояла массивная башня, а вокруг нее были эти камеры, метров по 7–8 высотой. Под самым потолком в этих камерах были маленькие окошки с решетками, но без стекол, чтобы в них дул сквозняк, а не только было холодно. И туда привели батюшку. Когда надзиратель открыл массивные железные двери, издававшие оглушительный скрежет, и увидел полный мрак внутри, и его обдало этим пронизывающим холодом, он содрогнулся и сказал: «Да здесь же как в аду!» Прежний заключенный, пока сидел в этом месте, отморозил себе и нос, и щеки, и уши на этом холоде. Вот там и заперли отца Марка.

А он, будучи монахом, стал бить поясные и земные поклоны, ходил взад-вперед и снова бил большие и малые поклоны. И выстоял так три дня и три ночи. Но на третий день рухнул и он на пол, не в силах более ни поклонов класть, ни молитв читать, ничего, и был уже готов потерять сознание. Батюшка не знал, сколько он пробыл в этом состоянии, а когда очнулся, чувствовал себя отдохнувшим, набравшимся сил, а вокруг шло тепло, как от печки.

3.jpg
Тюрьма Аюд, памятник политзаключенным «Хождение по мукам Аюда»

10. Из тюремных же воспоминаний он рассказал нам следующее: «Это было году в 1948–1950. Мы все были крайне истощены от недоедания и очень плохой еды. А нас тогда еще водили работать на фермы. Деньги брали себе, а мы должны были работать. А поскольку крестьянам самим есть было нечего, то нам давали первый отвар фасоли, тот, который выбрасывают и который полон токсинов. А из воинских частей привозили испорченные соленья, которые даже солдаты не могли есть, да лепешки из испорченной кукурузной муки. Это было нашей едой.

И вот однажды, прямо в канун Успения Пресвятой Богородицы, я после долгого питания в таком режиме был до того обессилен, что уже не мог встать на ноги, мог только с трудом повернуться на нарах. Я болен не был, просто был совершенно истощен и уже стоял на пороге смерти. И лежа на этих нарах, говорю: "Послушайте, братья, я сейчас умру". И отвернулся к стенке, плача. А один мой добрый друг, стоя у моих нар, говорит: "Обновится, яко орля, юность брата Костики".

Это оказалось пророчеством, потому что так оно и было. На другой день утром, в самый праздник Пресвятой Богородицы, произошло чудо: на обед мы все получили фасоль, еду сытную; вечером тоже. И еще несколько дней подряд. Что же случилось? Оказывается, от дирекции тюрем к нам поступил полный вагон фасоли с приказанием употребить ее незамедлительно. Так что нам стали давать фасоль по два раза в день, пока вагон не закончился. Это было чудом Матери Божией. Потому что Она нашла какого-то милосердного христианина, который купил вагон фасоли, втайне договорился с кем-то из нашей тюрьмы, и ее стали давать заключенным, якобы от дирекции тюрем, чтобы спасти нам жизнь».

Один из келейных учеников батюшки говорил, что каждый раз, когда приносил на обед фасоль его святости, он радовался и говорил: «Что на обед? Фасоль? О, как здорово!» – вспоминая о чуде, спасшем его от смерти.

4.jpg
Питешть – одна из тюрем, в которых сидел отец Марк

11. Другой ученик спросил однажды батюшку, каково было сидеть в тюрьме. Отец Марк сначала показал ему голову, на которой было видно множество шрамов и следов от ударов. Потом сказал: «Смотри, ты видишь, что они делали? Хватали меня за волосы и били головой о стенку. Однажды, когда следователь изо всех сил бил меня головой о стенку, другой крикнул из соседней комнаты, не зная, что он со мной делает: "Да что ты там делаешь? Что ты бросаешь о стенку? Хочешь разбить это?"». И после всего этого батюшка выжил, так что они удивлялись, как он остался здоров и вышел оттуда в здравом уме.

12. В тюрьме у отца Марка выпали ногти и зубы. Через какое-то время ногти опять отросли. Тамошний врач, осматривавший его, сказал: «Ваша плоть была не из мяса, а из железа».

5.jpg
Гидроэлектростанция Биказ, 1960 г. Высота 127 м

13. Отец Марк, когда был заключенным, работал и на строительстве гидроэлектростанции Биказ, где осужденных ставили на самые опасные работы. Многим было страшно даже выйти из лагеря, чтобы отправиться на эту работу. Протестовали, а иногда даже плакали от страха. А батюшка не боялся, он был полон какой-то отваги, и это после одного сна, где он увидел себя стоящим на хоботе слона, который он слегка раскачивал. И некоторые заключенные просили записать их в одну бригаду с ним, говоря: «Пойду с дядей Костикой, потому что где он, там Бог!»

14. Многие заключенные в лагере говорили, что надо саботировать власти, работать как можно меньше и т. д. Отец Марк не был с ними согласен и говорил: «Простите меня, пожалуйста; вы делайте что хотите, а я считаю это епитимией за мои грехи».

15. Однажды брат спросил отца Марка о тюремном периоде его жизни. «Вы не знаете, что там было, – ответил батюшка. – Книги, выходившие до сих пор, могут дать лишь смутное представление о том, что там творилось. А творилось там, думаю, то, о чем говорили отцы и даже Сам Спаситель. Ты знаешь, что в "Египетском патерике" один брат спросил среди прочего своего старца: "Батюшка, мы живем как живем (это было где-то во времена святого Антония Великого). А те, которые придут после нас, какими будут они?" – "Будут и они делать, но в половину нашего", – сказал старец. "А те, которые придут после них?" – спросил брат. "А те, которые придут после них, не будут делать ничего из того, что делаем мы, но у них будут такие большие и страшные испытания, что, если выстоят в них, они станут больше нас в Царствии Божием". Вот так там и было. Испытания были невообразимые. И не только мучения и пытки, но и искушения; ведь разве не ужас те искушения, которые исходят от врага и проникают в твой ум, и в поступки, и в слова?»

16. Сказал отец Марк одному ученику: «А ну-ка скажи, ты знаешь, чем отличаются смирение и умиление?»[1] – «Нет», – ответил ученик. «В тюрьме я узнал от одного человека, что смирение – это сознание своего ничтожества, а умиление – это сознание своей греховности».

17. В один сокровенный момент отец Марк сказал ученику, что однажды, в период гонений, когда скрывался в горах Карайман, он увидел в видении Пресвятую Троицу, и Дух Святой в виде голубя вошел в его сердце.

6.jpg
Монастырь Черника

18. После освобождения из тюрьмы батюшка поступил в монастырь Черника. Однажды, когда он смотрел за монастырскими пчелами на пасеке в Бараганской степи, они стали умирать от засухи. Тогда он заплакал и взмолился Богу: «Господи, помилуй нас малым дождиком, ибо пчелы умирают от голода!» И в тот же день Бог послал дождь, и люди возблагодарили Господа. За этот год собрали столько меда, что монастырские удивились его множеству. Удивлялись и пасечники в округе, ибо говорили: «Ты посмотри, как этот монах пришел в Бараган, так и пошли дожди!»

19. Из монастыря Черника отец Марк был переведен в монастырь Сихастрия, где ему дали то же послушание – на пасеке. Однажды к нему пришел послушник и спросил, как молиться, если ум занят послушанием. Отец Марк сказал: «Брат, у меня здесь на попечении ульи, и мне надо время от времени их осматривать. Посмотреть, как там матка, как молодняк, как мед. И я уже не могу молиться словами. Мне надо внимать всему этому. Но не будем забывать, что мы находимся в монастыре и всё делаем за послушание. Так что прежде всего будем делать всё как от Бога. Затем будем помнить, что мы ходим пред Богом и всё делаем для Бога. Так что от Бога, пред Богом и для Бога. Вот как надо делать всё».

20. Около 1980 года, неся послушание на пасеке, он как-то забрался на дерево, чтобы снять оттуда рой пчел. Только потянулся за роем, вдруг в лицо ему ударил вихрь, поднятый диаволом. Батюшка подался назад, потом снова потянулся к пчелам, и его снова оттолкнуло вихрем. Так было трижды. В третий раз его сильным ударом ветра сбросило с дерева головой вниз. Батюшка упал прямо на голову и в результате остался горбатым на всю жизнь. И хотя после этого диавольского искушения ему уже тяжело было работать, но в храм батюшка ходил каждый день, зимой и летом.

21. Всю жизнь отец Марк, как бы поздно ни заканчивал послушание, совершал потом всё положенное ему правило. Ел очень мало, а вино смешивал с чаем.

7.jpgХрам прп. Феодоры Сихлской в монастыре Сихастрия

22. Брат сказал ему: «Батюшка, я не могу смириться и отсечь свою волю. Что делать?» Отец Марк ответил ему: «Хочешь не хочешь, а всё равно в конце концов надо смириться».

23. Сказал однажды отец Марк брату, пришедшему из мира с тяжелыми грехами: «Когда Бог покидает тебя и ты чувствуешь эту оставленность, ты переживаешь такое жуткое состояние, что его нельзя выразить словами, но тогда тебе прощается больше всего грехов».

24. Брат сказал батюшке, что иногда ощущает беспокойство в храме. Батюшка спросил его: «А зачем ты осуждаешь братий?» Это заставило брата задуматься, потому что он даже не представлял себе, что на самом деле было причиной этих искушений.

25. Многие послушники и монахи приходили к отцу Марку со своими скорбями, хотя батюшка был простым монахом. Он давал им советы и помогал молитвой. Иногда, когда проблема была из ряда вон выходящей, батюшка давал совет, но велел соответствующему брату спросить у своего духовника (а если это невозможно, тогда спросить у другого опытного духовника), согласен ли он с его советом или нет. И если духовник не одобрял сказанного отцом Марком, батюшка тут же смирялся и старался как-нибудь еще помочь брату, хотя бы молитвой.

26. Однажды ученик спросил его: «Отец Марк, а почему вы не стали священником?» Батюшка ответил: «Такова была воля Божия».

27. Отец Марк обладал очень острым и ясным умом. В 88-летнем возрасте он замечал и исправлял ошибки в книгах, которые читал (и опечатки, и смысловые). Еще у батюшки был идеальный порядок в келье. У каждой вещи было свое место. Даже у карандаша; если ученик брал его и клал обратно на стол, но не на то место, батюшка звал его и говорил, чтобы он положил карандаш на место.

28. Батюшка всегда был очень внимательным к каждому слову молитвы и его смыслу. Однажды он увещал новоначального послушника каждый день читать молитву о спасении[2]. А потом объяснил ему смысл каждого ее слова в отдельности.

29. Сказывал нам один ученик, что незадолго до батюшкиной кончины он застал его в келье размышляющим над словами: «Вся наша праведность как выброшенная тряпка жены-блудницы» (ср.: Ис. 64: 6). И говорил старец: «Ты представляешь себе, брат? Как выброшенная тряпка. И не только. Но и жены-блудницы!»

30. Незадолго до кончины батюшке приснилось, будто он поднимается по лестнице и ему уже остается очень мало ступенек. В это же время отец Марк сказал одному ученику, что ему был сон, где он стоял посреди прекрасного поля, тут сзади подошел ангел, взял его за руку, и они много шли вместе. Батюшке хотелось остаться там навсегда, но ангел сказал ему, что надо подождать еще немного. И тут отец Марк проснулся. Эти два сна означали его скорую кончину и переселение в покой Христов после жизни, преисполненной страданий.

31. За несколько месяцев до отшествия в вечность отец Марк, чувствуя приближение конца, созвал братий, чтобы испросить у них прощения и примириться со всеми.

32. Один брат незадолго до кончины батюшки попросил старца молиться о нем и здесь, и там, если стяжет дерзновение у Бога. Батюшка ответил ему: «Брат, это я нуждаюсь сейчас в молитвах всех вас, потому что готовлюсь к отшествию. Проси всех, кого знаешь, чтобы молились обо мне».

В пятницу, на первой седмице Великого поста 1999 года, предузнав наступление кончины, отец Марк утром причастился Тела и Крови Господних и в 12 часов предал дух свой в руки Христовы.

Господи, со святыми упокой усопшего раба Твоего монаха Марка![3]


[1] Святоотеческий термин «умиление» (румынское «умилинцэ») происходит от латинского слова humilis, что означает «низкий, скромный».

[2] У румынской молитвы о спасении нет русского аналога. Она пространна и начинается словами: «Боже мой, верую в Тебя и молю: утверди во мне веру. Люблю Тебя: умножь во мне любовь. Каюсь: сделай, мое покаяние изобильным…»

[3] Из книги: Архимандрит Иоанникий (Бэлан). Румынский патерик [Arhimandrit Ioanichie Bălan. Patericul Românesc. Ediția a VI-a. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2011].



Источник: сайт Сретенского монастыря

138