Тайна страдания праведника

Иов (Гумеров), архимандрит

zhena_iova.jpg
Праведный Иов на гноищи. Фреска, монастырь Грачаница

19 мая Православная Церковь празднует день памяти одного из наидревнейших праведников – святого праведного Иова Многострадального (2000–1500 гг. до Рождества Христова).


Одним из прообразов Иисуса Христа, Спасителя мира, был праведный Иов. Его невинные страдания за много веков до явления в мир Иисуса Христа прикровенно говорили ветхозаветному человеку о тайне будущих крестных страданий величайшего Праведника, Который возьмет на Себя грехи мира. Поэтому библейская Книга Иова (пять паремий из нее) читается за богослужением именно на Страстной седмице – с Великого Понедельника по Великую Пятницу.

Архиепископ Иоанн (Шаховской) пишет о тайне страданий: «Нет ни одной книги на земле, которая подошла бы к этой тайне так просто, так глубоко и так всеобъемлюще, как Книга Иова. <…> …Никакая другая философия печали и скорби человеческой, ни произведения художественной мировой литературы не дают столь ясной глубины познания страданий, как Книга Иова. Рядом с познанием страданий стоит в этой книге познание человеческого усыновления Богу – вне этого второго нельзя проникнуть в первое. Вот отчего в мире так много людей, не понимающих страдания, неистинно переживающих человеческую скорбь. Но ничто так не нуждается в раскрытии, освещении и познании, как тайна человеческих страданий, среди которых мы живем»[1].

Праведный Иов жил во времена библейских патриархов. Но хотя нас отделяют от него более трех с половиной тысяч лет, Книга Иова может помочь современному человеку понять причины наших страданий и найти путь ко спасению. Мы должны учиться у праведного Иова. К этому призывает нас святитель Иоанн Златоуст: «Каждый же из читающих, взирая на этого славного борца как на первообраз, пусть подражает мужеству, поревнует терпению, чтобы, идя тем же путем и отражая мужественно все нападения диавола, мог достигнуть благ, обещанных любящим Бога, чтобы страдания этого блаженного сделались врачевством в наших бедах, чтобы постигшая его свирепая буря послужила к нашему спасению в несчастиях»[2].

«Книга Иова стала неисчерпаемым источником мудрости и вдохновения для человечества»[3], – пишет архиепископ Иоанн (Шаховской). С этим трудно не согласиться – с этой книгой сегодня должен быть знаком каждый верующий христианин. Она помогает человеку проникнуться чувством сыновней близости к Богу, которая делает нашу духовную жизнь сердечно-теплой и благодатной.

Мы, люди Нового Завета, приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» (Рим. 8: 15). Слово «авва» в арамейском языке соответствует нашему «папа» – доверительное обращение детей к отцу. Цель всей нашей духовной жизни – очиститься от грехов того высочайшего звания, о котором говорит святой апостол Павел: Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал. 4: 7).

Книга Иова научает современного христианина умению вверить себя в руки Бога Промыслителя. Пройдя через мучительные терзания и желание узнать от Бога причину постигших его бедствий, Иов, встретившись с Господом, назвал себя прахом и пеплом и смиренно поверг себя перед величием Божиим. В наш век, когда смирение является редчайшей добродетелью, можно встретить людей, которые самонадеянно оценивают пути Господни. Это происходит от скрытой или явной гордости. «Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, – говорит преподобный Иоанн Лествичник, – ибо любопытствующие плывут в корабле гордости»[4]. Смирению научает нас Книга Иова.

Иов предызображает Господа Иисуса Христа своей праведностью, своими невинными страданиями, незлобием и конечной победой над дьяволом. Возможно ли современному христианину, стремящемуся всегда быть с Иисусом Христом, идти путем Иова? Ведь сейчас нет прямых гонений. Возможен ли подвиг спасительных страданий сейчас? Об этом размышляли святые начиная с четвертого века, когда с победой христианства прекратились гонения.

Преподобный Ефрем Сирин призывает: «Хотя не время теперь мученичеству, сделаемся мучениками в совести, противостав диавольским умыслам смиренномудрием, терпением, любовию к Богу и к ближнему, угождением друг другу ради Бога во исполнение заповедей Спасителя»[5].

Святые говорят о трех видах мученичества: когда проливается кровь за верность Иисусу Христу; когда монашество проходит человек в сугубом подвиге; когда человек по-христиански переносит болезни. Мысль о том, что христианское несение болезней есть подвиг, подтверждает нам и святитель Феофан Затворник. В одном из своих писем он, в утешение матери, скорбящей о болезни дочери, пишет, что «терпящие покорно горести и болезни состоят в чине мучеников»[6].

Внимательнее присмотримся к Книге Иова, чтобы ближе узнать историю этого удивительного человека и волю Божию, совершившуюся на нем.


________________

[1] Иоанн (Шаховской), архиеп. Тайна Иова. О страдании // Ценность и личность. Минск: Издво Белорусского экзархата Московского Патриархата, 2011. С. 90.

[2] Иоанн Златоуст, свт. Отрывки (на книгу) блаженного Иова // Полное собр. творений: в 12 т. (Репр. с изд. СПбДА, 1898–1906). Т. 12. Кн. 3, 11. М., 2004. С. 1087. Далее: Творения.

[3] Иоанн (Шаховской), архиеп. Мудрость веры // Ценность и личность. С. 89.

[4] Иоанн Лествичник, прп. Лествица. Степень 26. О рассуждении. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. С. 342.

[5] Ефрем Сирин, прп. На слова, сказанные Господом: «В мире скорбни будете» (Ин. 16, 33), и о том, что человеку должно быть совершенным // Творения: в 8 т. Т. 3. Сергиев Посад, 1912. С. 106.

[6] Феофан Затворник, свт. Болезнь и смерть. М.: Издательский отдел Владимирской епархии; Православное братство «Споручницы грешных», 1998. С. 17.


Источник: сайт Сретенского монастыря

145