24 июня исполнилось 95 лет со дня рождения схиархимандрита Ефрема Филофейского (Аризонского)

o-horoshem-nachale-big.jpg

95 лет назад, 24 июня 1928 года, в греческом городе Волос родился схиархимандрит Ефрем (Мораитис). В день рождения богоносного старца приводим фрагмент его беседы «О хорошем начале» и благом молчании, произнесенной в 1980 году в монастыре Филофей.

— Когда ребенок приходит в школу, учитель не может допустить того, чтобы он остался «чурбаном». Так и мы, раз мы пришли в школу Божию, то не должны остаться неучами. Мы должны познать Бога посредством молитвы и смирения. С того самого момента, как мы просыпаемся, дьявол старается подтолкнуть наш ум к рассеянности, к парению мыслей, он приносит нечистые помыслы, апатию и много чего другого, создавая дурное начало дня. Понимая эту его тактику, мы со своей стороны каждое утро, открыв глаза, должны сразу же произносить молитву.

Молитва всё приведет в порядок, а именно: с самого утра она освятит грядущий день и позволит ему пройти с пользой. Начнем устами произносить: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя»; эта молитва поможет и уму, и душевному настрою в целом. Так, в хорошем, благодаря молитве, настроении, мы будем начинать свой день. И когда будем повторять это ежедневно, при каждом пробуждении, то положим то хорошее начало, которое необходимо для прекрасного завершения нашего жизненного пути. Если человек потерпел крах в духовной жизни, то это случилось потому, что он не положил хорошего начала, он не спроектировал свой дом, не заложил приличного фундамента, не укрепил надежно — и потому дом рухнул.

Хорошее начало — это молиться в вышеуказанном порядке, слушаться во всем духовника, не своевольничать, не скрывать помыслов. Понуждать себя исполнять молитвенное правило и вообще духовные обязанности, в частности, посещать церковные богослужения. Иметь братолюбие и бесконечную любовь друг к другу, избегать празднословия, не говорить лишнего, не обсуждать ненужные темы и контролировать себя, то есть следить за тем, как я сам подвизаюсь, а не как подвизается другой. Следить за собой: «Со мной что происходит? Молюсь я или болтаю? Не вмешиваюсь ли в чужие дела? Чем занимается мой брат — это его дело». Тут не поймите меня неправильно, я не призываю игнорировать брата в случае, если ему нужна духовная помощь, но прошу прекратить дьявольское осуждение ближних. Потому что дьявол, используя эгоизм человека, подталкивает его постоянно следить за тем, что делает другой. А, глядя на другого, он не видит свои собственные немощи. Не видя же себя, он совершает одну оплошность за другой и таким образом не способен положить хорошего начала.

Нужно молчание, сознательное, осмысленное, а не безрассудное молчание — то есть когда я не разговариваю, потому что не имею навыков общения или потому, что не считаюсь с другим, или презираю его, или горделиво не хочу с ним говорить, — такое молчание вредно, а не полезно. Нужно благое молчание, при котором просто не хочется ни критиковать, ни осуждать, ни празднословить, потому что появилось стремление молиться и в душе родился радостотворный плач. Пришли слезы, как дар Божий, и смирение в мыслях — такое молчание называется молчанием в ведении, или духовным молчанием. Такое молчание выше иных добродетелей. Отцы говорят, что если положить на одну чашу весов молчание в ведении, а на другую — все остальные добродетели, то молчание перевесит. Молчание в ведении приносит столько всего доброго, и главное в том, что человек не согрешает ни языком, ни мыслью.

Когда же мы начинаем беседовать, обсуждать одно, другое, третье и ввязываемся в разные разговоры и дела, тогда мы не можем положить хорошего начала. Хорошее начало приведет и к наилучшему концу. А плохое — к наихудшему. То есть дом, который плохо построен, обрушится. Когда мы видим, что кто-то духовно пал, то должны понять из этого, что он не положил хорошего начала и не залил крепкий и глубокий фундамент, не укрепил надежно свой дом, и потому он пал — и никто другой не виноват, кроме него самого. Всё самооправдание в его падении — заблуждение эгоизма. Поэтому будем очень внимательны, потрудимся над хорошим началом, ценность которого распространяется на вечность и с которым каждый из нас сможет построить духовный дом — прекрасный и пропорциональный, то есть нашу вечную обитель.

Будем понуждать себя положить это начало. Однако необходимо совершать это не ради того, чтобы комфортно пожить здесь, на земле, получая благодать Божию и таким образом чувствуя себя прекрасно. Нет, не для сего духовного на земле счастья будем трудиться, но ради вечного счастья и спасения. Никакие красоты, даже сам рай, помноженный на миллионы, не идет в сравнение с созерцанием лица Божия. Цель хорошего начала — это чтобы в конце концов отрылась возможность созерцания лица Божия. Вот достоинство хорошего начала, и, зная, какое огромное духовное преуспеяние оно дает, постараемся заложить эту основу.


Источник: книга «Старец Ефрем Аризонский. Беседы и письма.
Том 1. О молитве и трезвении».
Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2022.


Источник: сайт Елисаветинского монастыря

126