Молитва – это путь к Богу

3.jpeg


Иеромонах Василий (Росляков):

Я дышу, и это не доставляет мне труда. Это свойство человеческого существа. Так и молитва была его свойством до падения. Теперь же молитва стала трудом, понуждением, как и у больного человека затруднено дыхание. Возвратить молитву в сердце, возвратить сердцу это беструдное дыхание – это и есть путь непрестанной молитвы. Ведь Господь ближе к нам, чем дыхание.

***

Молитва – это стена, ограждение сердца. Его покой и мир. Молитва и сердце должны быть едины, слитны, между ними не должно быть пустоты. Если так, то все крепко, твердо, покойно, мирно. Сердце как бы за крепостною стеною и отражает все нападки врага. Если же образуется брешь в стене, то к сердцу подступают враги. Тогда – боль, тягота сердечная. Надо вытерпеть и Господа попросить о помощи, своими силами ничего не сделаешь. В общем, вся суть в том, где молитва – в сердце или вне его.

***

Иисусова молитва – это исповедь. Непрестанная Иисусова молитва – это непрестанная исповедь. Плод молитвы главный – не теплота и сладость, а страх Божий и сокрушение.


Архимандрит Кирилл (Павлов):

Молитеся, дорогие мои, да не внидете в напасть. В молитве Сам Господь указывает нам благонадежнейшее средство для отражения искушений и успешной борьбы с ними. И действительно, молитва есть самое верное оружие для отражения и препобеждения искушений.

***

Если вся наша судьба находится во власти Божией и от Господа Бога зависит попустить нам или же отвратить от нас искушение, если Господом даруются человеку и силы, потребные для успешной борьбы с искушениями, то что возможет сравниться с молитвою, через которую мы можем получить избавление от постигающих нас напастей и обстояний?

***

Средств и пособий к возбуждению в себе молитвенного духа очень много, и они разнообразны, но самое лучшее из них – это воспоминание о страданиях и смерти Христовых. Когда Он помышлял об их тяжести, то молитва Его была настолько горяча, что на Фаворе она просветила лицо Его, как солнце; а в Гефсимании, готовясь испить чашу страданий крестных, Он молился до пота, падавшего подобно каплям крови. Так тяжесть предстоящих страданий побуждала Иисуса Христа к усердной, пламенной молитве.

***

Если бы чаще воспоминали мы о страданиях Господних, то непременно стяжали бы дух молитвы, постоянной и горячей. Так, дорогие, надо только помнить тяжесть страданий Христовых, и это памятование научит нас молиться с верою и силою, молиться благоуспешно всегда, в самые трудные минуты нашей жизни. Поэтому смело обращайся, христианин, со своею молитвою о помощи среди искушений и опасностей к Иисусу Христу и доверяйся без колебания на своем крестном пути водительству Божественного Крестоносца.


Епископ Василий (Родзянко):

Молитва Иисусова дана нам для покаяния, когда время безмолвно и безмятежно пребывает в благодати Духа, в тишине глубокой исихии, проникающей всюду, включая ежедневный труд. Она постоянна, она не мешает земным занятиям, но даже освящает их. Всякое нарушение этой молитвенной атмосферы всегда грех, а всякий грех возможен только вне ее. Когда такое искушение случается, молитва Иисусова становится лестницей выводящей нас от греха. Вот ответ на вопрос: «Как можно постоянно молиться?» Люди говорят: «Я не могу бесконечно повторять молитву Иисусову». Но есть две возможности прекратить молитву – в безмолвной славе Святого Духа или в грехе. Это «невидимая брань». Царство Небесное берется усилием.


Архимандрит Наум (Байбородин):

«Непрестанно молитесь», – говорит апостол Павел Фессалоникийцам. И это означает непрестанно охранять ум свой и блюсти внутреннего человека, приближать внутри себя Царствие Божие. В молитве, которую дал нам Господь, говорится: «Отче наш, да святится имя Твое…» И вот поэтому мы читаем Иисусову молитву, призывая Имя Господне: «Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

***

Непрестанно молитесь, сколько кто пожелает. А как молиться? Иоанн Златоуст и другие угодники Божии предлагают эту молитву непрестанно совершать – идешь ли ты, сидишь, лежишь… Хотя поначалу, конечно, надо читать ее в уединении вслух, только потом можно на людях – не вслух, про себя.

***

Да, молиться бывает трудно. Начинаешь молиться – и сразу вспоминается, что видел, слышал что-то смешное, интересное или гневливое… Почему так получается? К каждому человеку с детских лет прикреплен не только ангел-хранитель, но прилепляется и «свой» демон – бесенок, который знает с детских лет наши слабые стороны и старается отвлечь от покаяния и вечной жизни. Но постоянной молитвой изгоняется он, не бойтесь его. Да, трудно в современных условиях исполнять молитвенное правило. Но многие угодники Божии показали, что можно и в городе, среди многолюдства, совершать служение Богу. Будем искать святости – и тогда Господь пошлет нам усыновление, покров Свой, и тогда не страшно ничего будет. И по всеобщему Воскресению поставит нас Господь по правую сторону. Изменится наша природа, и будем там подобно ангелам, вечно блаженно радостны. Аминь.


Схиархимандрит Пантелеимон (Агриков):

Молитва – дело внутреннее, и при занятии ею, отрешившись от всего внешнего, вещественного, следует проникнуться страхом Божиим, покаянным чувством, представив себе бесконечную любовь и милосердие Творца к роду человеческому. Это сознание, овладев душой, будет держать внимание в Боге сильнее всех прочих средств. Апостолы просили Спасителя научить их молиться, и мы должны прежде всего неослабно просить у Господа помощи в деле молитвы.

***

Когда на сердце неспокойно, молитва не может идти хорошо, поэтому всемерно старайся хранить внутренний мир. Расстраивает же, парализует наше молитвенное настроение всякое душевное потрясение – будет ли оно происходить от чисто внешних причин или внутренних. К первым нужно отнести страх, всякое несчастье; ко вторым – греховные движения сердца: зависть, гнев, злобу, недоброжелательство, самолюбие и прочее. Преданность воле Божией, всемерное хранение мира душевного и борьба со страстьми и похотьми ведут нас к молитве, способствуют ее развитию.


Схиархимандрит Иоанн (Маслов):

В деле духовного и нравственного совершенствования христианина молитва имеет большое значение. Она, как свет, указывает молящемуся путь духовного восхождения, просвещает все его духовные силы, ум озаряет истиной боговедения, сердце наполняет святыми желаниями и стремлениями, волю утверждает на пути истинного богоугождения. Освященная Божественной благодатью, душа человека устремляется к стяжанию христианских добродетелей. Все существо христианина приобретает духовную ценность, собранность, спасительную устремленность ко спасению и вечной жизни.

***

Усердная молитва является первостепенным средством к пониманию и изучению слова Божия, заключенного в Священном Писании Ветхого и Нового Завета.

***

Молитва есть также сильное оружие в борьбе христианина с духами злобы. Всегда и везде он должен быть готов отразить молитвой всякий вражий прилог.

***

Во время молитвы сердце христианина освобождается от уз земных привязанностей и низменных влечений. Этот фактор является решающим в деле борьбы с греховными наклонностями.

***

Кто совершает истинную и богоугодную молитву, тот не только расторгает союз с источником греха, но и устраняет возможность дальнейшего развития страстей в своей душе. Вот почему и после совершения молитвы человек должен сохранять в душе молитвенную настроенность и уклоняться от небогоугодных дел, греховных мыслей и желаний. Следуя таким путем, христианин приобретает особую чуткость ко всякому греховному движению или прилогу, постоянно возникающему в душе или же всеваемому извне. Молитва таким образом предохраняет христианина от греховных поползновений, а в случае падения она является лучшим средством для его уврачевания.

***

В нашедших на человека скорбях и страданиях молитва как нельзя лучше способствует прекращению безнадежной тоски, уныния и печали, ободряет душу человека, побуждает его к достойному несению жизненного креста.

***

В любых жизненных испытаниях молитва научает усматривать в них добрые стороны, развивает терпение, мужество, преданность воле Божией. Кроме того, обращение к Богу в молитве не только дарует утешение в скорбях и испытаниях, но нередко избавляет от бед и даже от смерти.

***

Духовное расстройство христианина, происшедшее от небрежения к молитве, может перейти в необратимый процесс, ведущий к духовной смерти христианина, ибо вслед за нерадением о молитве, как правило, идет оскудение веры и постепенное ее угасание. Человек теряет страх Божий, начинает вести порочную жизнь, развращается, из-за множества грехов приходит в отчаяние и, наконец, становится на путь явной погибели.

***

Правильная молитва всегда сопровождается чувством глубочайшего смирения и благоговения пред Богом.

***

Учиться великому искусству молитвы должен каждый христианин. Подобно тому, как при обучении земным наукам люди посещают школы, так и христианин, чтобы научиться молитве, этой духовной науке, обязан усердно посещать храм Божий. Церковные молитвословия не только сообщают уму и сердцу верующего богоугодные мысли и чувства, но питают его душу духовной пищей, в которой она всегда нуждается. Эту духовную пищу в преизбытке содержат все молитвословия, как то: каноны, стихиры, псалмы и другие церковные молитвы, всегда читаемые в храмах. Желающему научиться правильной молитве следует прилежно внимать церковным песнопениям и водворять их в своем сердце. Благоговейное стояние в храме, внимание ко всему тому, что в нем поется и читается, порождает в душе христианина умиление, благодарение и истинную молитву.

***

Если человек желает, чтобы Бог услышал его молитву, то он и сам должен слушать и исполнять Божественные повеления и заповеди. Кто желает богоугодно молиться и достойно предстоять пред Владыкой мира, тот должен подражать Ангелам в их чистоте и святости.

***

Прежде чем принести молитвенный дар Богу, христианину необходимо также примириться с теми, кого обидел он словом или делом. Поэтому, приступая к молитве, необходимо всякое взаимное примирение со всеми. Это является первым и необходимым условием принятия нашей молитвы Богом.

***

Основой молитвы служит внимание к помыслам, страх Божий, смирение и безгневие. Молитва – это путь к Богу.

***

Постоянное общение с Богом через молитву способствует духовному совершенствованию, помогает познать самого себя, свою греховность, научает в ближних видеть только одно хорошее.

***

Молитва наша будет тогда только угодна Богу, когда в нашем сердце имеется мир душевный, не возмущенный никакими страстями или нечистыми пожеланиями. Мало того, во время молитвы наш ум должен быть свободным не только от страстей, но и от мирских забот.

***

Мы ленимся молиться, а если и молимся, то рассеянно, без надлежащего внимания и часто даже не даем себе отчета, перед Кем мы стоим и к Кому обращаемся. Ведь Ангелы предстоят перед Богом со страхом и трепетом, а мы относимся к этому великому делу – беседе с Богом – легкомысленно: устами читаем или слушаем молитву, в то время как ум наш блуждает неизвестно где. Такая молитва не угодна Богу. Она только оскорбляет Его. Господь приемлет молитву такую, которая исходит из чистого сердца и от нерассеянного ума. Поэтому христианин должен употреблять все свои усилия на то, чтобы во время молитвенного правила не дать уму и сердцу рассеиваться и удаляться от Бога, чтобы быть сосредоточенным и устремленным к Небу.

***

Если молитва есть беседа человека с Богом, то это не только указывает на внутреннее ее достоинство, но и наилучшим образом свидетельствует о характере взаимоотношений между Богом и человеком. Как сыны Божии по благодати, христиане сподобляются высочайшей милости и чести беседовать с Богом, только они могут, как дети отцу, говорить Ему со страхом и трепетом о своих различных нуждах.


Схиархимандрит Зосима (Сокур):

Друг о друге молиться завещевал нам Господь, святые апостолы – и мы это исполняем: и о здравии, и за упокой молимся, поминаем, всех благодетелей поминаем, всех врагов обязательно поминаем – за всех всеобъемлющей христианской молитвой молимся.

И дай, Господи, чтобы молитвы наши были простые: без лукавства, без хитрости, без лицемерия – детские молитвы. «Аще не будете, яко дети – не войдете в Царствие небесное».

***

Самое дорогое – когда сердце молится, а то часто бывает, что уста слова говорят, а сердце молчит, и пустая бессмыслица получается. Дай, Господи, чтобы мы просто молились, с душой молились. Господь не требует от нас больших молитв, и святые угодники Божии знали людскую тяжелую жизнь: не обременяли народ никогда длительными правилами. «Молитесь коротко, но с душой», – говорил преподобный Серафим Саровский. Дал он какое правило для людей? «Отче наш», «Богородицу», «Верую» читать – и за это слава Богу, и за эту молитву в этом безумном, тяжком, богоотступном мире – только от всего сердца…

***

Вот к этой чистой, детской, сердечной молитве помоги, Господи, стремиться, чтобы сердце всегда молилось, чтобы вздох сердечный шел – вот тогда будет и радость в молитве, и смысл в молитве. А то временами мы бормочем, стараемся много прочитать всего, а на сердце пустота – одно бормотание, одно словоблудие идет, одно лишь только отбытие очереди.

***

Вразуми, Господи, как правильно молиться, с воздыханием сердечным всегда творить молитву. Особенно, начиная какое-то дело, всегда попросите Божьего благословения и всегда, оканчивая какое-то дело, поблагодарите Бога – за это будет великая помощь Божия нам в делах наших и в жизни нашей.

***

Как часто привожу пример нашей русской княгини Ольги: как она молилась, как сильно страдала за сына своего – Святослава. Но за его жестокое сердце не призрел Господь на него: так он язычником и погиб лютой смертью. Но зато молитвы бабушки все на внуке Владимире исполнились. И мы чтим, славим, величаем нашего святого равноапостольного князя Владимира, внука святой равноапостольной княгини Ольги. На него по молитвам этой старицы великой призрел Господь, и он стал не только сам христианином, но и просветителем земли Русской. Поэтому всегда говорю: не унывайте в молитвах! Некоторые по глупости говорят: «Да вот, молюсь, да Бог меня не слышит, два года уже молюсь». Еще двадцать только молимся, еще сорок только – и дай Бог молиться без уныния до последнего издыхания! Так что не унывайте в молитвах! Помните, что молитва наша даром никогда не пройдет – Господь услышит нас. Пусть не сегодня исполнится наша молитва – она через десять лет исполнится, она на внуках наших исполнится, но обязательно всяк глагол Божий исполнится в жизни нашей.


Источник: сайт Сретенского монастыря

150