Самое важное не в «знании», а в вере: Участники монашеского направления XXXII Международных Рождественских чтений о поднятых на форуме темах

26 января 2024

7.jpg

23 января 2024 года в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы проходила работа направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» XXXII Международных Рождественских образовательных чтений. Участники форума поделились с корреспондентами «Монастырского вестника» своими размышлениями о поднятых темах: старчество, духовная преемственность, увековечение памяти новомучеников ХХ века.


Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря


Сергия.jpg

– Матушка Сергия, одна из секций сегодняшних Рождественских чтений была посвящена практическим аспектам восприятия святоотеческого наследия в современных монастырях. Как же перенимать опыт отцов минувших веков современным насельникам и насельницам? И как воспитываются новые послушницы сегодня?

– Наш монастырь – это, прежде всего, особое место присутствия Самой Царицы Небесной, четвертый Ее удел. У обители самый главный попечитель и духовный отец – преподобный Серафим Саровский, заповеди которого по повелению Пречистой Богородицы были нам оставлены как духовное завещание. Поэтому в нашей обители все строится – как у послушницы, так и у игумении – на том, что заповедано Царицей Небесной через батюшку Серафима. Вся наша большая монашеская семья должна подчиняться этому, на самом деле святому, уставному положению. Это то, что каждая приходящая сестра старается усваивать в первую очередь.

Конечно, при возникновении каких-либо вопросов можно обратиться к исповедующему священнику. Или же те, кому необходим сугубо монашеский совет, имеют возможность спрашивать старших сестер. Младшие сестры, принятые в число насельниц обители, прикрепляются к старшим именно с той целью, чтобы при необходимости у них была возможность получить наставление, совет и утешение. Ко мне сестры тоже могут обращаться.

Также и чтение за трапезой в монастыре подбирается так, чтобы сестры могли извлечь из этого для себя духовную пользу. Особое внимание уделяется святоотеческим наставлениям, в которых рассматриваются все аспекты духовной жизни: молитва, пост, борьба со страстями, стяжание добродетелей, воспитание благочестия, участие в церковных таинствах. Из наставлений святых отцов можно почерпнуть и практические советы, как возрастать духовно, ведь они были действительными хранителями истины по святости своей жизни, по глубокому знанию слова Божия и по обилию обитавшей в них благодати Святого Духа.

Но станем мы настоящими учениками духоносных святых отцов Церкви, только научившись смирению, научившись доверять Богу.


Иеромонах Виталий (Морозов), служащий священник Благовещенского женского монастыря села Ожога


Виталий.jpg

– Отец Виталий, в своем докладе Вы рассказали о тайных женских монашеских общинах, родившихся под руководством Глинских старцев. Было интересно услышать о живом опыте подвижнической жизни недавних предшественников современного монашества. А можем ли мы сейчас воспринять опыт и традицию, которую заложили духовные отцы, пережившие страшные времена прошлого столетия?

– Прежде всего, то духовное делание, которое имели отцы-исповедники ХХ века, подчинялось всецело Промыслу Божию. В испытаниях судьбы они видели послушание, которое они могут оказать Богу. А это и есть выражение настоящей деятельной любви к Господу – не в букве, а в действии! С опытом их святой жизни мы знакомимся через оставленные ими самими дневниковые записи, свидетельства знакомых с ними людей, близких духовных чад, сохранивших своей жизнью, насколько это возможно, их обеты и заповеди. Но нам стоит не забывать о том, что каждый спасается в тех условиях, которые дает ему Господь. В этом и заключается наше послушание Богу. Исполнение Его святой воли незаметным образом ведет каждого из нас своим уникальным путем ко спасению. Опыт отцов, пострадавших в годы советской власти, выстраданная ими традиция монашеской жизни – для нас великая ценность, но применять что-то в своей жизни мы можем, лишь исходя из данных нам обстоятельств жизни и, конечно, благословения. Ведь если внимательно посмотреть на Глинских отцов, вынужденных жить вне своей обители в годы гонений, мы увидим в их тяжелой, многоскорбной жизни святую добродетель послушания. Оно проявлялась во всем, и для нас это самое большое назидание! Подчиняясь своему духовному наставнику, и мы можем постепенно получать духовную свободу и спасаться, несмотря на то, что время сейчас, конечно, несравнимо с потрясениями ХХ века. Но те условия, которые мы имеем сейчас, для нас самые спасительные, ведь Премудрый Бог все выстраивает так, чтобы мы имели возможность спасать свои души – стараться в полную силу «работать Господеви» на том месте и в тех условиях, которые Он нам определил.


Игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря


Евдокия.jpg

– Матушка Евдокия, в Вашем докладе, посвященном первой настоятельнице возрожденной Спасо-Ефросиниевской обители схиигумении Ефросинии (Максимчук), прозвучала мысль о том, что матушка всеми силами старалась насадить воспринятые от ее старцев-наставников ревность и любовь к Богу каждой сестре. Размышляя на эту тему, вспомнила, что в Вашей обители на протяжении многих лет проходили беседы с греческими отцами, игуменами и игумениями. Как известно, многие из приезжавших к вам сами были воспитаны духоносными старцами. Как Вы думаете, насколько применим опыт греческого монашества к нашей традиции? Полезно ли нам ориентироваться на их практику?

– Когда я ездила в свое время в Ормилию (женский монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы на полуострове Халкидики, подворье мужского монастыря Симонопетра), владыка Феодосий (Бильченко; ныне на покое) говорил: «Будь пчелкой: всё, что нам приемлемо, принимай, а что не приемлемо и что нам не по силам, то и не принимай», – значит, всё должно быть с рассуждением. Но для нас их опыт и подвиг, кажется, может быть очень и очень полезен. Преподобный Паисий Святогорец, старец Иосиф Исихаст и старец Ефрем Аризонский… какая у этих подвижников была горячая вера! О старце Ефреме, о переведенных его беседах с братией сегодня упоминал и отец Дионисий (Шлёнов), отмечая, что образ жизни и мысли этого подлинного исихаста для нас сегодняшних может явиться вдохновением и назиданием. Какую пламенную ревность, жертвенную любовь к Богу и ближнему мы видим у этих отцов! Это ведь и есть восхождение к Богу, к чему все мы, монахи, должны стремиться. Хоть условия и различны, но цель у нас одна – быть в Боге и служить Богу. Нам, мне думается, стоит перенимать что-то из их опыта в соответствии с условиями и возможностями нашей жизни. Всё должно быть по силам.


Игумен Лаврентий (Балаев), духовник братии Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь


Лаврентий.jpg

– Отец Лаврентий, одна из секций нынешних Рождественских чтений была посвящена духовничеству и духовной преемственности. Также и Вы в докладе рассказывали участникам форума об удивительном явлении Оптинского старчества. Обращаясь к дню сегодняшнему, хотелось бы услышать от Вас как от духовника Оптинской обители – как воспитывать нынешнее поколение так, чтобы оно могло воспитать следующее? Ведь духовные школы и преемственность были разрушены безбожными годами прошлого столетия. Как нам сейчас это всё восстанавливать?

– Духовничество является основным звеном монастырской жизни. И очень важно дать правильный настрой духовной жизни в обители. Конечно, когда человек приходит в монастырь из мира, у нас не стоит цели его перевоспитать, скорее, духовник лишь помогает чаду раскрыть ту подлинную личность, которую Господь на самом деле в него вложил с самого начала. Думаю, со мной многие согласятся в том, что часто мы даже и не знаем, что может получиться из того или иного послушника… Ведь Церковь – это тело Христово, в котором всё находится под водительством благодати Божией. Она врачует, подсказывает, направляет человека, в том числе и через духовника. Поэтому здесь стоит правильно расставить акценты: первостепенна в деле спасения человека – благодать Божия, духовник же есть оружие в руках Божиих. И мы, монахи, особо чувствуем эту Божественную силу… ее зовом мы пришли в монастырь, она нас удерживает, укрепляет, открывает какие-то истины и, конечно, воспитывает. И судьба каждого послушника складывается совершено уникально, одинаковых путей становления у монахов просто нет.

Поэтому однозначно сказать о том, как восстанавливать преемственность, я не могу. Ведь это всё – дело рук Божиих, и было бы ошибочно возлагать это дело на немощных и вовсе несовершенных духовников. У Господа на всё имеется Свой премудрый замысел, думается, и на это тоже… Значит, наше время еще недостойно того сокровища старчества, которое было, например, в Оптиной. Наше дело маленькое – не мешать совершаться Божиему плану и трудиться в полную силу на том месте, куда мы были Господом определены, стараться всеми силами учиться истинному послушанию, чтобы через это научиться жить с Богом.


Источник: «Монастырский вестник»

Возврат к списку

131