Святая первомученица Фекла и ее монастырь

Александра Калиновская

8a.jpg


Ибо кратковременное легкое страдание наше
производит в безмерном преизбытке вечную славу (2 Кор. 4: 17)


7 октября Русская Православная Церковь чтит память святой первомученицы равноапостольной Феклы. В тропаре святой кратко упомянуты ее подвиги: «Словесем Павловым научившися, богоневестная Фекло, / и верою утвердившися от Петра, богозванная, / первомученица явилася еси и первострадальница в женах, / возшла еси на пламень, яко на место благоцветущее, / звери и юнцы устрашишася тебе, вооружися бо Крестом. / Тем моли, всехвальная, Христа Бога, // спастися душам нашим».

Житие святой Феклы повествует, что родилась она в Иконии (современная Конья, Турция), отличалась большой красотой и была обручена с местным знатным юношей. Во время своего первого миссионерского путешествия апостол Павел и его соратник апостол от 70-ти Варнава подверглись гонениям в Антиохии, и это побудило их отправиться в Иконию. Их проповедь обратила ко Христу многих евреев и греков. Одной из таких греческих новообращенных была юная Фекла. Не одобряя интерес девушки к христианству, ее родители вместе с женихом, так как она более не желала вступать в брак, пожаловались правителю, который заключил апостола Павла в тюрьму.

Об этом святитель Димитрий Ростовский писал так: «Фекла же, услышав, что Павла из-за нее посадили в темницу, встала ночью, тайно удалилась из дому и пришла к темнице. Отыскавши сторожа, охранявшего двери темницы, она сняла с себя ожерелье и другие золотые вещи и отдала их сторожу, прося его, чтобы он отворил ей двери и пропустил к Павлу» («Житие и страдание святой первомученицы, равноапостольной Феклы»).

Святитель Иоанн Златоуст в слове на Деяния апостольские по этому поводу сказал: «Послушай о святой Фекле; та, чтобы видеть Павла, дала свое золото темничному сторожу; ты же не хочешь дать ни одной цаты (монеты), чтобы узреть Христа».

И далее в ее житии мы читаем: «Он возрадовался великой радостию о мужестве юной девицы и облобызал ее в голову, благословляя ее и восхваляя ее веру и девическое целомудрие, называл ее невестою Христовою и первою своею дщерью, которую он возродил благовествованием. И Фекла сидела в темнице с Павлом, как дочь с отцом своим, слушая его отеческое учение и слагая в сердце своем слова его, как многоценное сокровище; он же много поучал ее вере в Господа Иисуса Христа, наставлял в любви к Богу, убеждал хранить целомудренное девство и совершенно утвердил ее в учении Христовом».

Посетив апостола в тюрьме, Фекла решила навсегда остаться невестой Христовой. После того как правитель изгнал проповедников из города, попытались наказать и Феклу. Но она была спасена из огня благодаря Божественному вмешательству и впоследствии сопровождала апостола Павла во время некоторых его миссионерских путешествий. В Антиохии на нее были спущены дикие звери, но они никак не повредили ей.

Позже, путешествуя в одиночестве, славная Павлова ученица подражала его пламенной проповеди и примеру, крестила людей и терпеливо переносила испытания. В одном из таких путешествий языческие жрецы начали преследовать ее, она бежала, и по ее молитвам гора на пути разверзлась надвое, скрыв святую. Святитель Димитрий Ростовский писал: «Сия гора сделалась гробом честна́го тела ее: там она предала душу свою в руки Божии». Произошло это возле сирийской деревни Маалюля. Ранняя Церковь дала святой Фекле титул равноапостольной, подобно лишь немногим святым женам, благодаря ее миссионерским трудам вместе с апостолом Павлом. Ее также называют первомученицей, поскольку страдание святой положило начало мученичеству за Христа.

В православном мире существует несколько монастырей, посвященных святой Фекле. Один из них находится близ Ларнаки на Кипре, другой у нас в России близ Козельска. Но сейчас мы остановимся на женском монастыре в Маалюле, который по-арабски называется Мар Такла. Сама деревня Маалюля находится в живописном месте недалеко от Дамаска, прямо на склоне горы медового цвета, а выше расположен монастырь. Он был построен в 1935 году и принадлежит Антиохийской Православной Церкви. По преданию, рядом с гротом, где были упокоены мощи святой, на заре христианства была основана монашеская община. О первых монахах в этой местности было известно еще в IV веке. Насельницы современного монастыря Мар Такла – продолжательницы этой древней монашеской традиции.

9ca.jpg
Женский монастырь святой Феклы в Маалюле

Слово «Маалюля» переводится с арамейского языка как «вход», так как деревня располагается у входа в узкий проход между двумя крутыми холмами. Испокон веков жители деревни, прихожане местных церквей, коих там насчитывалось достаточно много, говорили и служили на одном из диалектов арамейского языка. Ученые считают, что их язык наиболее близок к тому, на котором говорил Христос с учениками. Поскольку поселение было исторически изолировано из-за гористой местности региона, арабский до конца не вытеснил диалект коренных жителей, как это произошло в большей части Сирии. Поэтому Маалюля остается одним из тех редких мест в мире, где Литургия святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого продолжает совершаться на арамейском.

В середине XX века в Маалюле проживало около 15 тысяч христиан. Они мирно существовали рядом с мусульманским населением. Но так было не всегда. Когда в VII веке здесь появился ислам, на христиан начало оказываться давление. Но они не поддались этому и продолжали сохранять свою веру. Подобное происходило и в Средневековье. Известно, что ранее для паломников-христиан, направлявшихся на Ближний Восток, важным пунктом посещения, наряду с Иерусалимом, была Маалюля.

Рядом с современным монастырем святой Феклы расположена пещера, где и отошла к Богу святая. В этом месте бьет святой источник, к которому на протяжении многих столетий приходили не только христиане, но и мусульмане, получая исцеления от недугов. Зачастую паломники оставались там на ночь, молились, пили воду из источника. Известны многочисленные случаи чадородия, как среди христиан, так и среди мусульман, после посещения ими обители.

В начале XXI века монахинь в Мар Такла насчитывалось менее двадцати. Они во главе с игуменией Пелагеей (Сайяф) содержали приют для девочек. По свидетельству одной из них в книге «Распятая Сирия», вышедшей недавно в Антиохийской Церкви, дети в монастыре молились совместно с сестрами, помогали принимать паломников. По вечерам они вместе читали псалмы и жития святых. Монахини жили за счет рукоделия, изготовления икон и четок, редко отлучаясь из обители. При монастыре было и свое поле, где выращивали пряность сумах. Сельскохозяйственными монастырскими работами руководила многодетная мусульманская семья. Таким образом, христиане и мусульмане Маалюли мирно существовали друг с другом. О пещере святой Феклы, куда можно пройти прямо из обители, заботилась старшая сестра. Позже, при нашествии иноплеменников, в этом гроте от опасности спрятались дети. В мирное время двери обители никогда не закрывались для паломников.

2d.jpgРасщелина в скале, через которую, по преданию, убегала от преследователей святая Фекла

Тихая, спокойная жизнь деревни и обители изменилась в одночасье в декабре 2013 года, когда с гор хлынули одетые в черное вооруженные незнакомцы. Они захватили деревню и монастырь. Местные христиане сильно пострадали от этого набега, христианские дома были сожжены. На всех церквах деревни были уничтожены кресты. Игумения Пелагея, монахини и послушницы были взяты в плен. В течение трех месяцев их жизни находились в большой опасности. Во время войны в Сирии были нередки случаи похищения христиан, и многие из них погибли, являя современное мученичество за веру. Но в рамках обмена пленными игумения с сестрами с большим трудом были освобождены.

В апреле 2014 года сирийская армия с союзниками наконец освободила Маалюлю от исламистов. Все христианские святыни, включая обитель святой Феклы, были разграблены и лежали в руинах. Библии были разорваны и сожжены, стены церквей исписаны джихадистскими граффити, алтари повреждены пожарами. Полностью почерневшие стены обители свидетельствовали об огненном обстреле святыни с гор. Хранившиеся в монастыре иконы прежних веков, представляющие собой редкость и ценность, были уничтожены, лики святых целенаправленно осквернены. Ничего не осталось нетронутым – ни креста, ни иконы, ни христианского символа. Все было уничтожено.

Дальнейшее существование и восстановление монастыря, казалось, было практически невозможным. Но дух христиан Маалюли не был сломлен, как не случилось этого в моменты внешних угроз в течение прежних веков. Ведь антиохийские христиане – последователи апостола Павла, который сказал: «Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся. Мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор. 4: 8–9). И постепенно началось восстановление и деревни, и монастыря.

В 2016 году появилась уверенность в том, что с окрестных гор больше никогда не подует этот черный разрушающий ветер. Значительную помощь возрождающейся обители оказали русские верующие благотворители. Монахини, временно проживавшие в другом месте, окончательно вернулись домой. Их молитвенная и бытовая жизнь постепенно стала входить в прежнее русло. По всей округе опять переливчато зазвучал жизнеутверждающий колокольный звон. Многие сирийские христиане, включая мать Пелагею, считают воссоздание деревни и монастыря не чем иным, как чудом.

Как сказочная птица феникс, из праха возродилась обитель святой Феклы с ее внутренней монашеской жизнью, частично возобновилось и паломничество в Маалюлю. Безусловно, все это произошло не без молитвенного заступничества святой первомученицы, небесной покровительницы деревни и монастыря. Милостью Божией обитель эта теперь будет стоять до конца времен. Святые пребывают рядом со Христом во веки веков. Они молятся и заступаются за тех, кто с верой обращается к ним, и являются для нас примером мужественного стояния в вере и доверия Богу, несмотря ни на какие испытания.

Святая всехвальная равноапостольная Фекла, моли Бога о нас!


Источник: сайт Сретенского монастыря

144