Статьи

«У нас один меч – молитва Иисусова»

О молитве написано огромное количество трудов. Как в этом обилии не запутаться искателю молитвы – и монашествующему, и мирянину? Духовный опыт святых отцов, таких, как преподобный Исаак Сирин, преподобный Симеон Новый Богослов, святитель Григорий Палама, – трудно постижим для большинства. Образ жизни старцев-исихастов Афона, неотделимый от их молитвенного подвига, в наше время также мало кому доступен… И потому современный человек нуждается в том, чтобы советы и наставления этих великих подвижников были поверены опытом святых «близких нам по времени, и по обстоятельствам жизни… Оптинские старцы как раз подходят для этой роли… Их взгляд на молитву – это взгляд пастырей, пекущихся о благе каждой души».

Учение оптинских и глинских старцев о помыслах

Гуров Антон Юрьевич
Вспоминаем статью Антона Юрьевича Гурова, в которой он приводит разбор учения оптинских и глинских старцев о помыслах, восходящего к преподобному Паисию Величковскому. Каким должно быть отношение христианина к помыслам? Какие средства старцы считали наиболее действенными в борьбе со страстями? Насколько их учение согласуется со святоотеческим? Автор ставит и многие другие вопросы, параллельно давая ответы на них.

Богопознание и его мистико-аскетическое измерение в сотериологии святителя Игнатия (Брянчанинова)

Горшенин Максим Александрович
Статья выпускника магистратуры Московской духовной академии чтеца Максима Александровича Горшенина начинает цикл публикаций, посвящённых догматической интерпретации мистико-аскетического наследия свт. Игнатия (Брянчанинова), а именно его учению о Богообщении и Богопознании. В настоящей статье даётся введение в проблематику, раскрываются основные принципы святоотеческой богословской гносеологии и начинается рассмотрение их реализации в сотериологической системе русского святителя.

Будут ли возвращены Отечеству имена его подвижников из русского Ильинского скита на Афоне?

Михайлов Игорь
В 2022 году исполняется 300 лет со дня рождения преподобного Паисия (Величковского; 1722-1794), основавшего на Святой Горе Афон русский Свято-Ильинский скит. В 2016 году отмечалось 260-летие основания скита. Предлагаем статью Игоря Михайлова, написанную в 2016 году и привлекающую внимание ко второй дате и к истории, стоящей за ней.

Матронинский монастырь и его игумения

Сергий Герук, диакон
Расположенная на красочной возвышенности близ села Мельники Чигиринского района Черкасской епархии УПЦ, обитель привлекает множество паломников и туристов. Местность историческая, уникальная. Здесь координировали свои усилия гайдамаки во время восстания Колиивщины против Речи Посполитой в ХVIII веке, а в седой древности Киевской Руси великий князь Ярослав Мудрый отписал этот край своему любимому воеводе Мирославу, жена которого Матрона после героической гибели мужа приняла монашество и создала в 1037‒1059 гг. женский монастырь, который до сих пор хранит имя его небесной покровительницы прп. Матроны Константинопольской.

О выборе духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь

Иаков (Савельев), иеродиакон
В статье насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, кандидата богословия иеродиакона Иакова (Савельева) предпринята попытка рассмотреть различные вопросы и проблемы выбора духовника монашествующими или желающими вступить на монашеский путь в наше время. В связи с некоторыми особенностями современной духовной жизни автор при написании опирается на мнения старцев и известных духовников, живущих ныне или живших не так давно. Материал изложен в сопоставлении с учением преподобного Иоанна Лествичника по этой теме.

Митрополит Платон (Левшин) и святитель Филарет (Дроздов): концепции «учёного монашества»

Сухова Наталия Юрьевна
Статья профессора, доктора исторических наук, доктора церковной истории, профессора кафедры общей и русской церковной истории и канонического права, руководителя Научного центра истории богословия и богословского образования Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Наталии Юрьевны Суховой посвящена учено-монашеским концепциям двух великих представителей академического монашества и епископата Православной Российской Церкви второй половины XVIII — первой половины XIX в.: митрополита Платона (Левшина; 1737–1812) и святителя Филарета (Дроздова; 1782–1867). Для обоих владык именно академическое монашество виделось «костяком» духовного образования и дальнейшего ученого служения — как бы ни понималось это ученое служение: в научных трудах или духовном просвещении через служение слову Божию. Но если митрополиту Платону удалось заметно «омонашить» Московские школы, составив корпорации преимущественно из иночества, то святитель Филарет понимал сомнительность осуществления этого стремления в изменившихся условиях.

Страницы: Пред. 1 ... 15 16 17 18 19 ... 35 След.
153