Статьи

«Мнихи, иже кроме монастыря пребывают»: несколько замечаний об одном правиле канонических ответов митрополита Иоанна

Гайденко Павел Иванович
Одно из канонических правил, данных митрополитом Иоанном в отношении монашествующих, проживавших вне стен монастырей, предельно категорично рекомендовало мниху Иакову отказывать таковым инокам в причастии. Высказывая данный запрет, киевский первоиерарх ссылался на 4-е правило IV Вселенского (Халкидонского) Собора. Между тем вводившаяся первосвятителем норма не вполне соответствовала названному правилу и по форме, и по духу. Данное обстоятельство позволяет допустить, что, вводя названную норму, архиерей стремился не столько решить вопрос монашеской дисциплины в отношении странствующих чернецов и иноков, проживавших вне стен обителей, сколько не допустить создания новых монастырей без святительского благословения. Очевидно, что применение церковных норм на Руси было существенно ограничено, что вынуждало русских иерархов прибегать к своего рода «каноническому творчеству».

Восстановлена в первоначальном виде Боголюбская икона Божией Матери

Любой желающий сможет увидеть ту самую настоящую Боголюбскую икону Божией Матери (XII в.) на выставке, которая открылась 15 марта в городе Владимире в Музейном центре «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Еще не так давно казалось, что святыня утрачена навсегда. Но реставраторы не только сохранили ее, но и смогли из-под поздних записей раскрыть первоначальный образ.

Шаманы, духовники и психотерапевты: проблемы покаяния и исповеди в свете современного постмодернистского перехода к «психологическому» обществу

Хризостом (Григорий Тимпас), архимандрит
Вспоминаем междисциплинарное исследование Ph. D. Эссекского университета в области психоаналитических исследований архимандрита Хризостома Гр. Тимпаса, затрагивающее актуальный вопрос: нужно ли современным священнослужителям владеть навыками психологического консультирования? В исследовании рассматривается эволюция Таинства Исповеди с древнейших времен вплоть до наших дней. По результатам этого анализа автор заключает, что в наше время духовникам необходимы навыки психологического консультирования, поскольку именно они могут помочь исповедующимся раскрыть духовный потенциал.

«Небесные пещеры»: духовное значение пещерных монастырей в истории православного монашества

Малков П.Ю.
Пещерные храмовые комплексы известны с IV века и встречаются почти на всей территории православного мира. Это уникальные памятники природно-культурного ландшафта и неотъемлемая часть литургического наследия Православия. С чем было связано их появление? Каковы корни этого духовного опыта и необходимые условия для создания пещерного монастыря? Об этом уникальном явлении рассказывает Петр Юрьевич Малков, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Царским путем: об отношении архимандрита Матфея (Мормыля) к древним распевам

Лазарь (Гнатив), игумен
5 марта исполняется 86 лет со дня рождения главного регента и уставщика Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, заслуженного профессора Московской духовной академии  архимандрита Матфея (Мормыля) (1938–2009). Публикуем статью декана факультета церковно-певческого искусства МДА игумена Лазаря (Гнатива), посвящённую отношению архимандрита Матфея к древним церковным распевам.

О любви к врагам

Игумения Мариам (Закка) возглавляет монашескую общину в архиепископии Гор Ливанских Антиохийской Православной Церкви. В юности она окормлялась у старца Софрония (Сахарова), который и благословил ее на создание монашеского сестричества около деревни Дума. Ниже приводятся ее духовные размышления о любви к врагам.

О духовнике и послушании

Галактион (Доминте), протосингел

Православная культура в Великом Княжестве Литовском

Миронович А. В.
Статья специалиста в области истории Православной Церкви в Польше, Литве и Беларуси, профессора Белостокского университета Антония Васильевича Мироновича посвящена культурному творчеству и просвещению в Великом Княжестве Литовском, формирующему нравственное состояние верующих того времени. Отмечена особая роль в этом процессе монастырей, которые являлись главными центрами духовной жизни и фундаментом церковной структуры.

Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 33 След.
136