Статьи

Об общем духовнике монастыря и личном духовнике, избираемом себе человеком, вступившим на монашеский путь

Иаков (Савельев), иеродиакон
В статье кандидата богословия, насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеродиакона Иакова (Савельева) предпринята попытка рассмотрения задач, а также прав и обязанностей общего монастырского духовника и личного духовника, избираемого человеком самому себе. В связи с некоторыми особенностями современной духовной жизни автор при написании статьи опирался как на святоотеческое учение, так и на мнения старцев и известных духовников живших не так давно, в XX–XXI веках.

Парадокс боли

Мандзаридис Георгий
Данная статья – перевод одной из глав учебника заслуженного профессора богословского факультета Фессалоникийского университета имени Аристотеля Георгия Мандзаридиса «Христианская этика». В ней рассматривается феномен боли и христианское отношение к ней.

Из жизни преподобного Стефана Филейского

Алексий Веретельников, иерей

Ликвидация Гродненского и Полоцкого женских монастырей на территории Белорусии в 1960–1961 гг.

Павлов Д. В.
В статье магистра теологии, специалиста Научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Дмитрия Владимировича Павлова раскрывается часть биографии архиепископа Днепропетровского и Запорожского Гурия (Егорова), который решением Священного Синода от 21 мая 1959 г. был назначен на Минскую и Белорусскую кафедру с возведением в сан митрополита. Одной из главных проблем, с которыми он столкнулся, было желание властей закрыть два из трёх монастырей, действовавших в Белорусской ССР, — Гродненский Рождества Богородицы и Полоцкий Свято-Евфросиниевский.

Монастырские уроки: О женских монастырях в Греции

Константина Палмер, матушка
Матушка Константина Палмер, жена православного священника, делится наблюдениями от посещения женских монастырей в Греции.

Православное монашество Беларуси и обновленческое движение в 1920-е гг.

Василицина Л. А.
В статье аспиранта исторического факультета Витебского государственного университета Любови Александровны Василициной рассматривается вопрос о позиции монашествующих белорусских обителей относительно изменений церковного устройства в 20-е годы ХХ века, когда обновленческая структура «Живая Церковь» стала единственной официально признаваемой советским руководством православной церковной организацией.

Учение об умном делании в письмах святителя Феофана Затворника к монашествующим

Климент (Капалин), митрополит Калужский и Боровский
Цель статьи кандидата богословия, доктора исторических наук, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, ректора Калужской духовной семинарии митрополита Калужского и Боровского Климента — выявить особенности представлений о внутренней молитве свт. Феофана Затворника, известного в Церкви аскета и учителя молитвы. Для этого изучаются его письма, поскольку епископ, уйдя в затвор, не только занимался богомыслием и изучением святых отцов Древней Церкви, но также вел активную переписку с разными людьми: и мирянами, и монашествующими. Епископ не излагает целостного понимания молитвы, а в каждом письме, отвечая на вопросы, раскрывает её отдельные стороны. Некоторые из изученных в статье писем уже были опубликованы в разных изданиях, а некоторые ещё не были изданы и хранятся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Результатом исследования стал вывод: учение святителя Феофана о внутренней молитве, основанное на личном прохождении подвига исихии, не привносит ничего принципиально нового в учение древних аскетов, но актуализирует святоотеческую мудрость для современников.

Новые архивные факты о сербском ученике преподобного Паисия (Величковского), участвовавшем в подготовке славянского «Добротолюбия»

Петр Борисович Жгун
В связи с возросшим в последнее время в самых широких кругах интересом к наследию преподобного Паисия (Величковского) и его школы, а также отмечавшемся в прошлом году 300-летием со дня рождения святого кажется важным проследить, по возможности, биографии его ближайших учеников и последователей. Среди прочих интерес в этом отношении представляет жизнь сербского переписчика манускриптов Симеона Ивковича (впоследствии архимандрита), почти обойденная, к сожалению, вниманием исследователей в России. Между тем именно в российских архивах имеется ряд интересных материалов, проливающих свет на его поразительную биографию.

Страницы: Пред. 1 ... 12 13 14 15 16 ... 33 След.
140